Курсы развития памяти
и техники быстрого чтения

Работаем с 2001 года

+7 (499) 504-04-08 Москва
8 (800) 500-02-90 бесплатно по России

Режим работы: 10:00 до 20:00

 Заказать звонок  center@aedos.ru


Человек получает за свою жизнь огромное количество информации, Однако большую половину узнанного - забывает. Люди мирятся с этим, считая, что хорошая память (особенно феноменальная) - либо есть, либо её нет. И тут уж ничего не поделаешь. Но оказывается, что это совсем не так.

Московская “Школа эйдетики” занимается развитием особой - образной памяти. Люди, пришедшие сюда, могут овладеть способностями, которые считаются привилегией только высокоодарённых личностей. Директор школы Игорь Матюгин и его коллеги достигают на своих занятиях на первый взгляд фантастических результатов. Закончив трёхмесячный курс обучения, люди, жалующиеся на плохую память, умеют быстро запоминать длинные ряды слов, порой на незнакомых языках, сложные таблицы чисел, формулы, многостраничные художественные тексты и прочую информацию. Границы их памяти расширяются в 2-10 раз.

Многие дети, прошедшие обучение в центре, претендуют на то, чтобы попасть в книгу рекордов Гиннеса. Шестнадцатилетняя Настя Черток запоминает и воспроизводит без ошибок 1050 слайдов в течение двух часов. Двадцатилетняя Ника Касумова запоминает двести страниц текста, и воспроизводит его с точностью до запятой. Таня Слоненко запомнила две тысячи цифр в числе “Пи” и может воспроизвести его в любом порядке, с начала, с середины, с конца. Галина Логвинова запомнила 110 дощечек с различной шероховатостью на ощупь, с закрытыми глазами (тактильная память), и при этом сделала не более 15 ошибок. В раздел “необычное написание” Книги Рекордов Гиннеса можно включить уже упоминавшуюся Настю, которая демонстрирует удивительную координацию пальцев и концентрацию внимания - она привязывает фломастеры к каждому пальцу рук и одновременно пишет 10 разных цифр от 0 до 9, каждый палец выводит свою цифру.

Такие возможности, при которых практически не существует границ памяти, в принципе открываются перед любым ребёнком, прошедшим курс обучения в “Школе эйдетики”.

Автор этой необычной методики Игорь Матюгин шёл к её открытию много лет. Говорят, повторение - мать учения. Матюгин убедился, что как раз наоборот. При зубрёжке человек напрягает в основном зрительную и слуховую память - остальные каналы восприятия не задействованы. Но однобокая информация не облегчает, а осложняет работе мозга.

Психологами собран огромный материал, позволяющий изучать не только основные виды памяти. Они проанализировали и то, как сказывается выдающаяся память на основных сторонах личности - на мышлении, воображении, поведении, чертах характера; как изменяется внутренний мир человека.

Если одна сторона его психической жизни - память - получает столь необычное развитие, то личность становится намного гармоничнее и внутренне богаче,  при этом не возникает никаких отрицательных последствий для здоровья.

“Эйдос” в переводе с греческого языка - яркий образ. Отсюда и название одного из направлений психологии, сейчас прочно забытого - эйдетизма. Эйдетизм - это разновидность образной памяти, связанной с таким феноменом человеческого мозга, как умение видеть предмет, который исчез из поля восприятия. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть, чувствовать, ощущать то, чего уже нет. Его сознание сохраняет не только контуры предметов, но и цвета, запахи, вкусовые ощущения. В особенности этот феномен присущ детям.

В 30-е годы немецкий учёный Э. Йенш первым ввёл в современную психологию термин “эйдетизм” и доказал, что образное мышление - закономерная стадия детского развития. Каждый ребёнок - эйдетик, говорил он, но различал явный эйдетизм и скрытый. Явный эйдетик видит несуществующий в данную минуту предмет с открытыми глазами, а скрытый - продолжает видеть исчезнувший предмет, лишь закрыв глаза и сосредоточившись на нём.

Проводя свои первые эксперименты, учёный обследовал более полутора тысяч школ Германии и обнаружил почти 100% эйдетиков. В 60-е годы были проведены повторные исследования, и обнаружилась печальная картина - процент эйдетиков уменьшился.

Главное объяснение этому факту состоит в том, что стремительное развитие в середине ХХ-го века  науки и техники вытеснило образное мышление. Оно принесло с собой готовые стереотипные образы и потеснило собственную детскую фантазию. Развившаяся в школах система излишне аналитического обучения, делание из детей “маленьких взрослых”, система зубрежки в ущерб развивающему обучению было побочным эффектом этого технического рывка в обществе, и не способствовало развитию ребёнка в согласии со своей природой, раскрытию потенций его образного восприятия мира.

Но отнятое образное мышление, присущее им от природы рвётся наружу. А ведь помимо того, что это заложено в нём природой и присуще изначально, ребёнок часто использует эйдетизм для защиты от стрессов.

Матюгин считает, что многие детские беды и проблемы связаны с сильными переживаниями или стрессами, о которых родители и не догадываются. В “Школу эйдетики” приводят сотни ребят. Мотив один: “Мой ребёнок плохо учится. У него плохая память”. Но родители не задумываются, почему это происходит. А чаще всего причиной является стресс - конфликт в школе, первая неудачная любовь и т. д. И ребёнок защищается доступными ему средствами: грубит, перестает учить уроки, уходит в компании, где может самоутвердиться.

И тогда начинается работа И. Матюгина и его коллег. Нет, они не бросаются учить детей запоминать огромные столбцы цифр или длинные стихотворение. Они, прежде всего, снимают у ребёнка стресс. Тогда и внимание восстанавливается, рассеянность исчезает. И только вслед за этим начинается превращение обычной памяти в образную - ту самую, для которой не существует границ.

И. Матюгин считает: единственная возможность достичь этого - снова в памяти ребёнка вернуться к исходной ситуации и ещё раз пережить её. Но пережить не совсем обычным образом - подойти к ней как бы с противоположной стороны и трансформировать её.

Человеческая память, считает Матюгин, это не только умение запоминать, но и, как не парадоксально это звучит, забывать ненужное.

Например, ребёнка за что-то наказал учитель. Он закрывает глаза и прямо на уроке начинает медитировать. За две-три минуты ребёнок может снять у себя любой стресс, мысленно представляя какие-то весёлые ситуации, отдыхая и набираясь энергии. Один ребёнок, представил, что он на перемене ставит подножку обидевшей его учительнице, она чуть ли не падает, и все весело смеются. Представление таких шутливых ситуаций позволяет ребёнку-эйдетику быстро снять стресс. Многое зависит от учителя. Мудрому педагогу ребёнок может рассказать о своём способе защиты от стресса, и они вместе посмеются.

В этой школе учат умению  вспоминать, умению эффективно запоминать любую сложную информацию, и учат  забывать ненужную информацию или переживания (как это важно при подготовке к экзаменам!).

Чтобы эти три основных компонента заработали, используются 27 методов, а так же медитации, аутотренинг, различные системы релаксации.


Поскольку эйдетизм присущ детям, то они быстро овладевают методами развития образной памяти. Тем более, что все методы обучения в школе очень похожи на увлекательную игру.

Есть дети, которые не любят математику: абстрактные цифры, формулы, пересечение фигур в объеме их просто пугают. Пройдя обучение, они с удовольствием затем поселяют математику, потому что, их научили видеть цифры живыми, и дети с ними с удовольствием общаются. Двойка может быть зелёной лягушкой, а тройка - это ворона, которая летит расправив крылья. Четвёрка - перевёрнутый стул. Причём цифры могут быть не только предметами, они могут быть похожи на людей. Применяя эти или похожие образы, они легко запоминают большое количество цифр.

Как развивается память у детей можно увидеть на примере запоминания слов, друг с другом не связанных. Если на первом занятий средний результат 5-7 слов из десяти, по на последнем они могут запомнить 20-30 слов с первого прочтения и ответить не только в прямом порядке, но и задом наперёд.

Интересно, что на первых занятиях стереотипы у детей настолько сильны, что все придумывают одинаковые ассоциации. Например, при запоминании слов “забор”, “пустыня”, “капля”, “лошадь” и т.д. все представляю, как перед забором в пустыне стоит лошадь и пытается достать за забором каплю... Через 10 занятий фантазия детей раскрепощается настолько, что они начинают видеть совершенно неожиданные сюжеты. Например, один ребёнок увидел, как падает капля и смывает изображение лошади с забора, стоящего в пустыне. Другой ученик увидел, как по пустыне идёт лошадь и на спине у неё забор. Капля, которая упала на забор, была последней, забор перевесился, свалился и лошадь облегчённо вздохнула.

Русский психолог Л. Выгодский говорил, что в детстве мышление, память и воображение неразделимы. И поэтому, развивая одно из звеньев триады, мы развиваем и остальные. Методика работы с образами очень много дает ребенку. Дети, после обучения прекрасно запоминают тексты, стихи, правила, формулы, географические названия, исторические даты, могут надёжно запомнить до 100 иностранных слов в день без зубрёжки. Детей также учат правильно ориентироваться в жизненных ситуациях. Для этого в школе используются три основных метода - регрессии, отстранённости и забывания.

Метод регрессии применяется, когда педагоги учат ребят возвращаться в своё прошлое, уметь вспоминать любой день своей жизни. Как правило, это приятные воспоминания. Окунаясь в них, дети отдыхают, набираются сил и энергии. Некоторые погружается в те моменты, когда они еще находились под сердцем у матери. Они слышат его биение, вспоминают ощущение тепла, покоя, защищенности. Подобные переживания дают им совершенно новые ощущения, в частности, осознание того, чем для них является мама.

Используя метод отстраненности, Матюгин и его коллеги учат наблюдать за собой как бы со стороны. Это прекрасное средство от стресса. Наверное, каждый наблюдал, как ребёнок при падении больно ушибается, но затем быстро перестает плакать и успокаивается.

В школе учат этому - видеть себя со стороны - вот он стоит, плачет, к нему подбегает мама, друзья, успокаивают. Ребёнок, используя образы, воспринимает случившееся как эпизод из чужой жизни. Это не так уж личностно и не так больно.

По похожей схеме обучают детей воспринимать случающиеся неприятности как эпизоды из другой жизни, отстраненно наблюдать, и забывать.

Метод забывания - третий и основной. Дети учатся с помощью образов стирать или замывать яркой краской неприятные события, “сжигать” в пламени свечи ненужные даты, телефоны, имена, лица. К примеру, ребёнок представляет, как на песке прутиком он пишет имя человека, которого хочет забыть. Волна набегает и смывает надпись. Так десятилетняя Алиса сильно переживала ссору родителей. Тогда она представила себе такую картинку, как она рисует на песке ссорящихся родителей. Потом песок перемешался, картинка исчезла и эта ситуация исчезла из активной памяти. Девочка еще некоторое время помнит, почему у неё было плохое настроение, а почему оно было, уже выветрилось из памяти.

Но бывает и так, что у ребёнка появление образов затруднено. Тогда дети учатся заказывать себе сны и управлять ими. Более того, их обучают переделывать страшные сны в забавные и фантастические. Некоторые дети на протяжении нескольких лет видят один и тот же страшный сон, который ведёт к неприятным переживаниям. Чаще всего дети носят их в себе и никому не рассказывают, а если и посвящают в них взрослых, то последние не очень то и вникают в них, не придают им значения. А сон воздействует на ребёнка, оказывая негативное воздействие.

Наташа часто видела сон, что за её мамой по лесу гоняется огромный волк. Девочка кричала и просыпалась в этом кошмаре. В школе её обучили трансформировать сновидения. Теперь во сне к маме подлетел белоснежный лебедь, подхватил её на крыло и спас. На смену ужасному сну пришёл красивый и спокойный сон.

Управление сновидениями и воспоминаниями снимает психическое напряжение ребёнка. Ценность эйдотехники так же в том, что она позволяет проводить психокоррекцию. Причём это научится делать не психотерапевт, а ребёнок сам себе.

Всё, что происходило с человеком в детстве, с возрастом не исчезает, оно как бы забывается, на него наслаиваются многие события.

Головную и зубную боль дети-эйдетики могут снижать на несколько минут или часов. Один мальчик рассказал, что он представляет себе эту боль страшным чудищем, которое он прогоняет палкой да ещё поджигает ему хвост, и оно стремительно удирает.

Целительный мир образов неисчерпаем.

Ставшая знаменитостью четырнадцатилетняя Вика Рыбникова, побывшая в октябре 1993 г. в Японии, заняла там призовое место на конкурсе “Одарённые дети мира”. Она запоминает две колоды карт, большое количество открыток, иностранных слов. И такие возможности в принципе открываются перед каждым ребёнком, прошедшим курс обучения в “Школе эйдетики”

Что еще даёт современным детям знакомство с эйдетической памятью?

Вот что говорит мама Сережи Воронова, который, по её признанию, стал “совершенно другим ребёнком”. Вот её рассказ. “Теперь я хорошо понимаю, что мы, взрослые, сами бываем виноваты, создавая у наших детей комплекс плохой памяти. Я постоянно твердила сыну, что у него плохая память, настаивала, чтобы он зубрил уроки, когда ему было не интересно их выполнять, наказывала его часто. И мальчик сам стал сомневаться в своих способностях. Я привела его в “Школу эйдетики” после того, как на улице Сережа не смог вспомнить свой адрес”. После занятий этот комплекс у ребёнка исчез полностью. Мальчик отлично учился, формулы запоминает только в виде образов. Помнит без записной книжки телефоны всех одноклассников. Ему достаточно получаса, чтобы приготовить все уроки, и он отлично помнит их, особенно исторические даты. Очень любит Серёжа иностранный язык, поражая педагогов способностью запоминать большие тексты и длинные стихотворения.

С помощью медитации он снимает у себя любые признаки усталости или начинающейся болезни. Вы знаете, это просто удивительная вещь - образ, исцеляющий и созидающий!

В “Школе эйдетики” можно обучатся и заочно. Для этого выпущена серия книг:

                   1. Как развить внимание и память вашего ребёнка.

                   2. Зрительная память.

                   3. Тактильная память.

                   4. Обонятельная память.

                   5. Запоминание цифр.

                   6. Запоминание иностранных слов.

                   7. Запоминание лиц и имен.

                   8. Как научиться забывать ненужное.

                   9. Магия памяти или развитие внимания
                       и памяти в начальной школе.

                   10. Методы развития образной памяти.