Курсы развития памяти
и техники быстрого чтения

Работаем с 2001 года

+7 (499) 504-04-08 Москва
8 (800) 500-02-90 бесплатно по России

Режим работы: 10:00 до 20:00

 Заказать звонок  center@aedos.ru

 

 

Туристы, гуляя по Красной площади, могли наблюдать следующую картинку: несколько ворон забирались наверх купола храма Василия Блаженного, садились, складывали крылья и катились вниз, в конце расправляли крылья и взлетали. Так они долго играли и соревновались на необычном трамплине. К ним присоединялся молодняк и быстро усваивал технику катания.

Во всем мире компьютерный бум: страны, фирмы, первоклассные программисты улучшают компьютер, темпы совершенствования, памяти которого  потрясают воображение.

Теперь представьте человека, с его памятью. Он сидит за школьной партой - кто занимается его памятью? Насколько она развивается? Вы много видели специалистов по развитию памяти в школе, детском саду, институте?

Память компьютеров сама не развивается, этим занимаются профессионалы. Почему-то распространено мнение, что память человека специально развивать не надо, что она сама выстроится в процессе обучения.

Первая иллюзия, что память развивается от нагрузки (1).

Когда учитель физики объясняет задачу, он приводит аналог, но когда тот же учитель говорит ребенку: “запомни”, он не объясняет, как это лучше сделать!

В то же время со времен Древней Греции до нас дошла мнемотехника (мнемо - память, технос - искусство), которую можно и нужно использовать в современной школе. В обществе информация каждые 10 лет удваивается.

По данным нейропсихологов больше половины детей, поступающих в первый класс, имеют то или иное отклонение от нормы в результате наследственности, экологии, родовых травм. Этим детям сложно освоить школьную программу, им нужен индивидуальный подход, маленькие по численности классы, игровые формы обучения, а так же использование резервов мозга, активизация памяти и воображения.

Однако встречаются статьи (1), авторы которых утверждают, что мнемотехника слишком сложна, да и память она развивает не вообще, а только на конкретную информацию, например, запоминание цифр, слов.

Отсюда вторая иллюзия, что мнемотехника память в целом не развивает и она сложна для усвоения.

Были проведены эксперименты, в которых испытуемые запоминали стихи, каждый день на несколько строчек больше и посмотрели результат. Оказалось, что память не развивалась, и на последующие стихи времени требовалось столько же или даже больше, если ученики сами не находили какие-то приспособления, подпорки для улучшения запоминания.

Известны более 10 способов запоминания текстов, это: Оживление, Цицерон, ОГПУ, Пиктограммы, с помощью Мелодии, запоминание во Сне и др. Я знаю случай, когда в школе №8 г. Долгопрудного ученик 9 кл. просто обрел  надежду на поступление в колледж. Он писал изложения на двойки, но освоив, буквально за два занятия метод Пиктограмм,  стал получать тройки и четверки.

В арсенале нашей школы памяти есть эффективные приемы запоминания словарных слов, иностранных слов, стихов, цифр, лиц, имен, улучшение внимания.

Кузнецом становятся в кузнице и эта кузница, похоже, нужна только кучке энтузиастов, работающих за небольшие деньги в нескольких школах России.

Наш 12 летний опыт показывает, что мнемотехнику легко упростить, чтобы ею овладели и 6-7 летки (2). Посмотрите, как зубрят таблицу умножения или словарные слова в первом и втором классе. В то же время, достаточно представить, что цифры это животные, птицы, предметы, с ними приключаются различные истории, и таблица умножения превращается в увлекательную игру. Словарные слова с первого раза запоминаются методом графических и звуковых ассоциаций. Представьте СОБАКУ, свернувшуюся калачиком - вот вам буква “О”, или слово ВИНЕГРЕТ, где делают от двух до четырех ошибок, приведите созвучия ВИНА пьют НЕГРЫ и буквы “И” и “Е” никогда не вылетят из памяти (3). А сегодня в школе словарные слова запоминаются речедвигательной памятью, т.е. многократно пишутся и произносятся.

 Уроки по развитию памяти войдут в школу, как только мы научимся играть в память. В нашей школе (“Школа эйдетики”) разработаны тренажеры - игры с палочками, карточками, дощечками с разной шероховатостью, значками, которые полюбили дети и они доказали свою эффективность (4).

Мы научились играть в память!

Нельзя даже сказать, что отношение к памяти в сегодняшней школе на уровне каменного века, там как раз память развивали, если на камнях обнаружили один из эффективных способов запоминания - наскальные пиктограммы (письмо значками).

Если бы каждый учитель в начальной школе с сегодняшнего дня начал говорить простую фразу: “ПРЕДСТАВЬ и запомни” то и этот простой совет намного бы улучшил результаты обучения, в нем указание на самый эффективный прием запоминания - визуализации.

Некоторые примеры мнемотехники, известные в школе:

1.Запоминание цветов спектра: “каждый охотник желает знать, где сидит фазан”.

2. Запоминание числа “Пи” - 3,1416. “Что я знаю о кругах”. Каждое слово из этой фразы содержит соответствующее цифрам количество букв.

3. Правил разбора слова по составу с помощью образа дерева (2).

4. Запоминание исключений из правил: Цыган на Цыпочках Цыпленку Цыц...

 

Представьте себе, за партами сидят компьютеры, и им говорят, ваша память - ваша проблема.

Или представьте обратную картинку, самые крутые специалисты  ежедневно, ежечасно борются за совершенствование человеческого, а не искусственного интеллекта.

Я, как и вы, думаю, что обе картинки на сегодняшний день не реалистичны!

И что же делать?

Не буду задаваться вопросом, есть  ли у ворон интеллект и чувство юмора. Вызывает восхищение то, как они организовали свою школу, какая у них  хорошая двигательная память и координация, чувство юмора, здоровые амбиции, обучение через подражание и игру, получение одобрения. Я почти уверен, что они косили свой глаз на туристов и понимали, как те восхищаются ими!

Для меня ясным становится то, что надо выбрать аналоги для подражания, и они есть. Это те традиции, которые накоплены веками - (использование мнемотехники). Это опыт новых школ (“Школа эйдетики” и другие центры развития памяти), это игровая форма обучения, принципы которой заложены отечественными психологами с мировым именем. И тогда от иллюзий не останется и следа, никому ничего не надо будет доказывать, очевидность опыта убедит лучше научных споров и в современную школу войдет Память!

В “Школе эйдетики” накоплены более 20 приемов запоминания различной информации. Мы готовы проводить занятия, как с учениками, так и готовить инструкторов по развитию памяти и внимания. Методики защищены авторскими свидетельствами на изобретение, общий тираж книг (5), вышедших в России, Германии, Польше более 2,5 млн. экз.

Литература

1. Психология памяти.  (под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я Романова), ЧеРо, Москва, 2000.

2. Матюгин И.Ю., Жемаева Е.Л. и др. Магия памяти или как развить память в начальной школе. “Сталкер”, Донецк, 1999 г.

3. Матюгин И.Ю. Как запоминать словарные слова. “Эйдос”, Москва, 1998 г.

4. Серия тренажеров: Матюгин И.Ю.,“Маленький тренажер для большой памяти”. “Эйдос”, Москва, 1999 г.

5. Серия книг по развитию образной памяти у детей: Матюгин И.Ю. и др.

 “Как запоминать иностранные слова”, “Как запоминать словарные слова”

“Как развить внимание и память вашего ребенка”, “Тактильная память”

“Обонятельная память”, “Запоминание лиц и имен”.

 

       Матюгин Игорь