Курсы развития памяти
и техники быстрого чтения

Работаем с 2001 года

+7 (499) 504-04-08 Москва
8 (800) 500-02-90 бесплатно по России

Режим работы: 10:00 до 20:00

 Заказать звонок  center@aedos.ru

Научитесь… забывать!


- Игорь Юрьевич, в чем главный секрет вашей Школы эйдетики?

- Наша школа занимается в основном тренингом эйдетической или образной памяти (от греческого “эйдос” – образ). Многие выдающиеся ученые, художники и писатели – Гете, Циолковский, Белый, Пильняк – обладали именно ярко выраженной образной памятью. Между тем, в нашей психологической науке и в школьном процессе акцент до сих пор делался только на вербально-логическую память, хотя все дети до 11-16 лет – “эйдетики”. Да и многочисленные эксперименты показали, что резервы памяти связаны с развитием эйдетической памяти. Человек, овладевший приемами эйдотехники, практически не знает границ своей памяти.

- Научить запоминать, насколько я понимаю, это только один из китов вашей методики. Вы учите также вспоминать и даже… забывать ненужную информацию.

- Да, это очень важно. Вспоминать надо тоже учиться. Классический пример – мы вдруг после экзамена вспоминаем то, что не могли вспомнить там. Просто во время стрессовой ситуации лишнее напряжение создает барьер информации, которая не может выйти на поверхность. В этом случае нужно не напрягаться, а наоборот расслабиться. Если вам сложно сразу расслабиться, можно попробовать сделать противоположное усилие: надо напрячься на несколько секунд или минут, а потом скинуть напряжение.

Еще Ушинский сформулировал, как правильно вспоминать. Надо не просто повторять (механическое повторение малоэффективно), а один раз прочитать, а второй – закрыть глаза и припомнить. Получается не повторение-запоминание, а повторение – воспроизведение. Потому что эта информация в голове уже есть, только часто ее не могут достать.

Но и забывать тоже нужно уметь. У каждого из нас есть неприятные воспоминания, которые отравляют нам жизнь, и особенно важно научить забывать негатив с детства. Мы учим с помощью образов мысленно стирать, замазывать краской или “сжигать” ненужные даты, телефоны, имена, лица. Например, представьте, что вы пишете имя человека, которого хотите забыть, прутиком на песке. Волна набегает и смывает надпись. Вы силитесь вспомнить имя, но не можете.

- Ученые говорят о том, что память вмещает до 10 единиц, то есть это практически бездонный резервуар. Имеется в виду долговременная память? Что мешает, а что помогает ее развивать?

- Сейчас существуют разные концепции памяти. Некоторые ученые вообще отказываются от понятий – кратковременная и долговременная память. Есть такая теория, что мы помним все, что туда попадает. Канадский нейрофизиолог Пенфилд вживлял электроды в височные доли мозга, раздражал их и испытуемые вспоминали такие вещи, которые они, казалось бы, не должны помнить: запахи, звуки, лица, обрывки фраз из детства. Всплыла, кажется, совершенно ненужная информация, который наш мозг вытесняет из активной памяти. Как запоминать то, что хочется? Надо создать своеобразный поплавок – главное понятие, образ, который как за ниточку потом потянет остальную информацию. Тогда память у вас будет напоминать четко отлаженный каталог, в котором легко найти информацию по ключевому слову.

Для хорошей памяти важно высыпаться. Другой фактор – стрессы. Короткий стресс помогает памяти, он мобилизует резервы, длительный наоборот ухудшает ее. Ну, и всем известные факторы - курение, злоупотребление спиртным - тоже не способствуют улучшению работы мозга.

- Игорь Юрьевич, а как вы относитесь к таким спорным технологиям, как 25-й кадр, при помощи которого якобы обучали иностранным языкам агентов ЦРУ и КГБ?

- Я считаю 25-й кадр широко разрекламированным трюком. Сомнительно, что при его помощи можно запомнить до 6 тысяч слов, которые якобы попадают в подсознание, минуя сознание. Эта технология предполагает усвоение такого огромного материала всего за 50 часов. Ни один человек 50 часов или хотя бы 50 сеансов перед телевизором не выдержит. Да и те материалы, которые я изучал, свидетельствуют, что там усвоение материала идет за счет параллельного активного повторения карточек со словами. Значит, идет работа не только с подсознанием, но и с сознанием, когда информацию зрительно, логически закрепляют.

32 зуба и 8 пальцев

- Как вам кажется, в чем основные причины того, что мнемотехника так и не была принята системой образования?

- Есть три основных заблуждения насчет памяти. Первое - память развивается сама по себе, от нагрузки. Психологи провели эксперимент: испытуемым давали каждый день учить стихотворение одинакового объема. Казалось бы: ты должен потратить меньше времени на его изучение. Ничего подобного! Результаты не улучшались, если ребенок не начинал помогать себе сам – напевать стихотворение или читать его перед сном. Кстати, действенность обучения во сне подтвердили английские психологи, исследовавшие моряков: одна группа изучала азбуку Морзе только днем, а другая – и ночью тоже. У второй группы время обучения сократилось на 3 недели.

Вторая иллюзия – мнемотехника очень сложна для школы и доступна избранным. Раньше она действительно была довольно сложна, но сейчас ее упростили, по этим программам уже работают многие школы, появились пособия, упражнения, по которым легко работать. Третье заблуждение, что тренировка памяти – серьезное, чуть ли не скучное занятие. На самом деле научить детей воспроизводить информацию можно, играя. Мы придумали множество игр для детей, в ходе которых они существенно улучшают память, - в палочки, в слова, в открытки.

- Наши педагоги почему-то считают, что запоминать вообще не нужно учить. И чуть ли не единственный прием, который советуют детям, - бесконечная зубрежка.

- Да, это основная ошибка. Учителя не задумываются над тем, что если они, например, на физике дают задачку, то обязательно приводят аналог, показывают алгоритм ее решения. А когда говорят “запомни”, то не показывают, как это сделать. Повторение же, которое у нас считается матерью учения, повторению рознь. Механическая зубрежка – мачеха учения. Но поскольку без повторения все-таки не обойтись, то его можно научиться использовать более эффективно. Дело в том, что между повторениями есть оптимальные промежутки: первый – через 15-20 минут (в этом промежутке не рекомендуется делать ничего сложного, например, решать задачи), второй – через 2 часа, третий – через 8 часов, потом – через 24 часа. Естественно, учитель не в состоянии проконтролировать всю цепочку, но он может сказать о ней детям и родителям, чтобы те могли проверить себя.

- Поделитесь некоторыми секретами запоминания.

- Возьмем, к примеру, таблицу умножения, которую уже к концу второго класса большая половина учеников не помнит. Мы предлагаем детям игровой способ ее запомнить. Каждая цифра у нас привязывается к образу животному, которого напоминает. Возьмем: 5х6=30. 5 – это кенгуру (у цифры как бы выпуклый “животик”), 6 – улитка (туловище и сама ракушка). 30 – горы (в горизонтальном положении с двумя вершинами) и солнце. Получается целая история: кенгуру и улитка отправились в горы позагорать. Ребенок такую историю сразу запоминает, мы закрываем конечные цифры, а ребята говорят: горы и солнце – 30, потом закрываем первые цифры, они вспоминают: улитка и кенгуру – 5х6. Потом они уже отказываются от картинок и переходят только к цифрам. Конечно, это приемы для тех, у кого не получается запоминать обычным способом.

При помощи картинок удобно запоминать и номера телефонов. Например, рисовать при помощи условно изображенных цифр портрет: скажем, 7 – это бровь, нули – глаза, 6 – нос, 3 – ухо, 1 - рот и т.д. Тут нужно только запомнить, в какой последовательности читать эту картинку: сверху вниз, например, а потом слева направо. Есть еще и способ, который мы назвали методом солдата Швейка: к каждой цифре привязывать свою ассоциацию – размер обуви, номер квартиры, дату рождения ребенка, количество зубов и т.д. Юмор тоже помогает запомнить. Например, Хармс говорил, что его телефон 32-08 легко запомнить: 32 зуба и 8 пальцев.

- А как запоминать слова и их правописание?

- Словарные слова можно запоминать разными способами. Например, коварную букву “и” в слове “винегрет” можно запомнить при помощи выражения “вИно пьют нЕгры” (метод звуковых ассоциаций) Можно добиться запоминания и с помощью рисунков (графических ассоциаций): скажем, самый простой пример – “собака”. Просим ребенка нарисовать собаку в виде буквы “о” - допустим, свернувшуюся калачиком либо след лапы. Эти же способы позволяют запоминать иностранные слова. Так, английское слово tace (брать) созвучно с русским “тайком”: “тайком собака взяла колбасу”. А японские иероглифы можно запомнить при помощи графических ассоциаций: так, иероглиф “гора” напоминает гору с тремя вершинами. В одном английском университете проводили эксперимент: две группы студентов должны были запомнить более 500 слов. Первая запоминала обычным способом, а вторая – при помощи звуковых ассоциаций. Выяснилось, что вторая запомнила слов в 1,5 раз больше.

Третий способ - метод крестика. Возьмем, скажем, слово “капуста”, в которой под сомнением буква “а”. Какие ассоциации вызывает у ребят капуста? По смыслу близко – “заяц”. В нем “а” под ударением. Пишем это слово крест накрест со словом “капуста” с общей буквой “а” в пересечении. Так можно запоминать 10-15 слов за день.

А несвязанную между собой информацию можно запоминать, сочиняя ассоциативные цепочки. Скажем, нужно запомнить: собака-снег-мороженое-машина. Придумываем, к примеру, такой рассказ: собака лижет снег, вкусный как мороженое, которое продают из подъехавшей машины. И чем неожиданней связи между словами, тем ярче это запомнится. Важно при этом представлять этот рассказ.

Проблема с ударениями? Можно использовать рифмы – мнемотехнический способ запоминания. Скажем, трудное в этом отношении слово “звонит”. Подставляем: “нам звонит Айболит” (в слове “Айболит” ударение падает на “и” и в слове “звонит” тоже). Или: “Съели торты, не налезли шорты”, “туча намочила туфлю”.

Это маленькая часть тех эйдетических приемов, которым мы учим.

От редакции: другие приемы можно узнать из книг профессора Матюгина и соавторов - “Как развить хорошую память”, Рипол Классик, 2004; “Как запоминать цифры”, Рипол Классик, 2001; “Как запоминать английские слова”, Рипол Классик, 2004.

- Как вам кажется, что нужно сделать, чтобы в школу вошли тренинги памяти?

- Нужно прежде всего экономически заинтересовать учителей, платить им за тренинги как за дополнительное качество образования. Кто это должен делать? Пока самый вероятный вариант - родители. Работать же с памятью детей могут и прошедшие обучение учителя начальных классов, и школьные психологи, и приходящие специалисты. А в идеале, наверное, нужно проводить тренинги еще в детском саду и обучать этому воспитателей.

Татьяна ЕФЛАЕВА